Адаптивное скалолазание (англ. paraclimbing) — вид спорта и вид активного отдыха для людей с ограниченными возможностями, который заключается в лазании по естественному (скалы) или искусственному (скалодром) рельефу.
Адаптивное скалолазание ориентировано на людей с ограниченными физическими возможностями здоровья. Это не только вид спорта, но и метод реабилитации, не только физическая нагрузка, где работают все группы мышц, но и тест на координацию движений и логическое мышление. Еще один плюс в том, что большинство людей с ОВЗ, относящихся к разным нозологическим группам, не имеет к нему противопоказаний. Заниматься адаптивным скалолазанием могут взрослые и дети, не имеющие слуха и зрения, с диагнозом ДЦП и артритом, с повреждениями позвоночника и мышечной дистонией.
— С первого момента жизни, ребёнок находится в гравитационном отношении к окружающему пространству. Его вестибулярный аппарат развивается ещё в утробе матери и в момент рождения постоянные вестибулярные импульсы помогают ему формировать здоровые структуры мозга и тела. Вся внутренняя среда организма: мышцы, кости и т.д. непрерывно генерируют проприоцептивные ощущения, которые служат значимой информацией для мозга. По ним мозг ориентируется так же, как по остальным сигналам от органов чувств. Все это критически важно для работы мозга ребенка и успешности в освоении мира, — отмечает руководитель психолого-педагогической службы школы «Insight», методический директор Центра раннего развития «Impulse» Елизавета Макеева.
— При нарушениях развития, нередко страдают и эти функции, а значит нарушаются и его адаптивные способности, что ведет к снижению способности осваивать этот мир, радоваться от вестибулярных и проприоцептивных ощущений, координировать свои части тела относительно друг друга и границ в окружающем мире, быть ловким и успешным. Поэтому многочисленные курсы по адаптивной, лечебной физкультуре и сенсорной интеграции обязательно включают в себя блок, направленный на развитие вестибулярного дисбаланса и координации в разных двигательных активностях, — продолжает Елизавета Макеева.
— Одним из успешных вариантов являются занятия адаптивным скалолазанием. Пожалуй там, как нигде возможно задействовать всю трехмерность пространства. В подвешенном положении ребёнок испытывает массу новых ощущений, по-новому ощущает свои части тела и пространства вокруг, каждая задача предполагает направленность движения, мышечную мобилизацию и хорошую тренировку координации. Лазание, с точки зрения биомеханики — наиболее объемная активность. В результате этого двигательного опыта, под контролем и с поддержкой опытных профессионалов, ребёнок становится более собранным, сфокусированным, тренирует силу и ловкость, начинает лучше чувствовать своё тело, испытывает ощущение обновления, снимает напряжение, успокаивается. Дети получают радость того, что тело лучше их слушается, они становятся более успешными и эту компетентность они переносят на другие сферы жизни — поясняет Елизавета Макеева .
Для детей со слабым тонусом, скалодром – это интересный и увлекательный способ для тренировки своей силы. Для детей склонных к гиперактивности – способ организовать активность и проработать здоровую вестибулярно-двигательную функцию.
— Моя дочка Аделина занимается скалолазанием уже несколько месяцев, и я очень довольна результатами, которых она достигла. Каждое утро она встает и спрашивает “А сегодня будут занятия на скалодроме?” Очень радуется когда они действительно в этот день! Ребенок получает большое удовольствие от участия, уже заняла 3 место в турнире по адаптивному скалолазанию. Аделина становится все более уверена в своих способностях и приобретает новые навыки. Кроме того, я хочу отметить особое внимание к безопасности и комфорту учеников, и это дает нам, родителям, большой покой. Я уверена, что мой ребенок находится в надежных руках и получает лучшее обучение, — рассказывает Элина, мама Аделины.
Самим ребятам очень нравиться карабкаться, после небольшой разминки они буквально прилипают к стене. Как всё происходит: надев страховочную экипировку, защёлкнув карабин ребята начинают карабкаться. На стене есть 5 “дорожек” с разным расположением уступов, есть пути полегче, а есть и под углом. Добравшись до самого верха нужно дотронуться до потолка и после этого спокойно спуститься. Но как только ноги соприкасаются с полом, ребята мигом забираются обратно и карабкаются уже по другой “дорожке”. Всё это действо происходит под чутким контролем тренера, Марата Туганбаева.
— Также это и отличная тренировка ума. Казалось бы причём тут это? Но прежде чем лезть на верх, нужно точно рассчитать путь — за что ухватиться, куда поставить ногу. Ведь если траектория будет составлена верно, то и взобраться получится в числе первых. Умение анализировать, думать на несколько шагов вперёд — важный навык, — подмечает тренер секции адаптивного скалолазания, Марат Туганбаев.
— Нагрузка на все виды мышц. Прорабатывается мелкая и крупная моторика, улучшается цепкость рук, снимается напряжение с суставов, увеличивается их подвижность. Детское скалолазание обеспечивает хорошую растяжку для сухожилий и мышечных волокон, — говорит Марат Туганбаев.
— Скалолазание для детей с ОВЗ приносит огромную пользу. В первую очередь ребенок получает хорошую сенсорную интеграцию, вестибулярную нагрузку, ребенок уже через пару недель становится смелее, сильнее и увереннее. К примеру ребенок с РАС сбросил несколько лишних килограммов, уменьшились стимы, стал более общительным и социализированным. Нежелательное поведение также изменилось в лучшую сторону, поскольку на скалодроме ребенок сосредоточен над своими действиями. Также важно отметить, что у детей развивается координация,чувство равновесия и вестибулярный аппарат. Без этого вскарабкаться по отвесной поверхности просто не получится. Скалолазание — это не только способ физического развития, оно позволяет обрести уверенность в себе в своих силах учит бороться со страхом высоты и стрессом, находить новые пути покорения вершин, — развивает мысль Марат Туганбаев.
— Через определенное время по моим наблюдениям, Я заметил следующие: дети стали физически сильнее, появилась уверенность в себе, перестали бояться высоты, улучшилась координация движений, некоторые дети стали стройнее. Также многим детям сильно нравится лазить по скалодрому, — завершает Марат Туганбаев.
Таким образом, в системе комплексной реабилитации и развития детей с ОВЗ инновационным методом является использование адаптивного скалолазания. Оно имеет множество особенностей, у него своя специфика, дающая ему определенные преимущества перед другими видами адаптивного спорта. Именно определенные физические упражнения способствуют развитию функциональных систем организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, стимулируют умственную деятельность. Для детей с особенностями развития это шаг к реабилитации и расширению контактов с окружающим миром.